Азбука
Нужно ли учить ребёнка-дошкольника читать?
Всем известно, что при приёме в школу от будущих первоклассников часто требуют уже сформированные навыки чтения, что превращает начальное обучение для дошкольников и их родителей в большую проблему.
Поэтому некоторые взрослые принимают решение научить своего ребёнка читать задолго до школы, как говорится, с пелёнок.
Но тут отсутствие у них элементарной педагогической компетентности часто приводит к новым проблемам: родители доводят до невроза и себя, и ребёнка, отбивая у дошкольника желание и читать, и учиться вообще.
Какие только методики не используют родители, обучая самостоятельно ребёнка чтению: и кубики А. Н. Зайцева, и карточки Глена Домана, и рекомендации семьи Никитиных.
Но, не разбираясь в тонкостях использования данных методик, не умея оценить их значение для развития ребёнка, своими действиями родители могут нанести только вред формирующейся личности малыша.
Не удивительно, что позже родители бывают весьма огорчены отсутствием реальных результатов.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и выброшенные на ветер деньги, поскольку прилагаемые к вышеназванным методикам материалы: кубики и карточки – бывают весьма недешевые.
Неудивительно, что часть родителей, изначально сторонников обучения чтению задолго до школы, пройдя через всевозможные муки с собственным чадом, пополняют позже ряды противников «так называемого» раннего обучения дошколят, и начинают считать, что нет необходимости раньше времени лишать детей детства.
Так есть ли какие-либо плюсы в обучении дошкольников чтению?
Разумеется есть. Сразу же отбросим обучение малышей читать “из-под палки”, ориентируясь на школьные методики, потому что в этом-то уж точно одни минусы…
Польза от раннего обучения чтению для развития личности ребёнка:
1. Проводя обучение чтению на основе игры – ведущей деятельности дошколят, мы используем в полной мере все возможности игровой деятельности для всестороннего формирования личности ребёнка, а возможности эти у игры просто безграничны!
2. Обучение чтению происходит в процессе общения со взрослыми, не только с педагогами, но и с родителями, что способствует обогащению совместного проведения семейного досуга и помогает налаживать отношения детей и родителей.
3. Правильно построенный процесс обучения чтению дошкольника непрерывно расширяет его кругозор, уточняет уже имеющиеся представления о мире, постоянно подталкивая к необходимости ознакомления с ранее неизвестными гранями жизни.
4. Обучение чтению развивает попутно познавательные способности детей: память, внимание, воображение, мышление и речь, помогающие ребёнку успешнее осваивать мир, и, в будущем, облегчающие изучение любых, самых сложных предметов в школе.
5. Овладение грамотой повышает самооценку малыша, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения в детском саду или во дворе.
6. Обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.
Поэтому, не бойтесь начать учить ребёнка читать, особенно если он сам попросит об этом, но ни в коем случае не используйте школьные методики! Чтобы обучение было эффективным, быстро дающим радующие и Вас и ребёнка результаты, используйте только разнообразные игровые методы!