"Открой себя" Программа самопознания и конструктивного самовыражения для ребят 11-14 лет
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-8 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа педагога должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
При этом средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересно самим решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Также в этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Ребятам будут интересны такие занятия, которые служат активному самовыражению, и где учитывают их интересы.
Цель программы: создать условия для ребят 11-14 лет для самопознания и развития навыков конструктивного самовыражения.
Задачи:
Обучающая – обучение распознаванию чувства и настроения других людей; успешного взаимодействия с другими людьми; выстраиванию отношения со сверстниками; работе в группе на основе сотрудничества; согласованию своих действий с участниками группы.
Развивающая – развитие коммуникативных умений; навыков эффективного общения; укрепление чувства уверенности в себе и собственного достоинства; умения планировать свою деятельность; умения управлять агрессией и гневом. Раскрытие потенциала подростка.
Воспитательная – стимулирование проявления самостоятельности, таких чувств как ответственности, благодарности, сочувствия; отношений друг к другу с теплотой и пониманием.
Схема занятия:
Приветствие Разминка Основная часть Подведение итогов
Формы и методы работы: практические задания, дискуссии, биографическая ориентация, ролевые и деловые игры, психогимнастика, упражнения для разогрева, диагностические процедуры, мини-лекции, арт-техники.
Программа разделена на 4 блока: «Я в своих глазах, в глазах других», «Целеполагание и целедостижение», «Конфликты и риски современного мира», «Работа в команде».
Результаты:
По окончании курса подростки должны знать:
· психологические особенности своих качеств, сильные стороны личности, основополагающие ресурсы;
· основы уверенного поведения;
· социально-приемлемые способы самовыражения, саморегуляции;
· конструктивные способы разрешения конфликтов;
· как решить проблему, опираясь на собственные ресурсы.
Должны уметь:
· социально-приемлемо самовыражаться;
· проявлять собственную позицию и уметь отстаивать собственное мнение;
· принимать ответственность на себя за собственные поступки;
· рефлексировать;
· прислушиваться к окружающим;
· позитивно мыслить;
· достойно решать поставленные задачи;
· противостоять вовлечению в рискованную ситуацию.